Выкладываю текст, опубликованный на парапланерном форуме 4 августа, на следующий день после описываемого события - полета сверху вниз над Красной Поляной.


Как я отметился на Красной Поляне

Вчера вернулся с Красной поляны, где сбылась-таки мечта идиота - слететь с Большой Горищщи! И, господа, хочу я вам сказать - ГОРЫ - это что-то:) Это вам не лебедка какая-нибудь, и не динамик. Горы - это нечто совсем другое:) Настолько отличается от всего остального обыкновенного, что аж дух захватывает. Только сразу прошу не путать ГОРЫ и обычный динамик. Динамик - это динамик, это так, ерунда. Болтаться над склоном, пока дует ветер - это для упорных. Это даже временами скучно - когда нету пузырей или не надо заниматься ювелирным пилотажем в нескольких метрах от склона. Динамик - это не горы.

Горы - это угловатые пики, окружающие заросшую лесом долину. Это такая высота, что, когда смотришь вниз со старта, кажется, будто под тобой неба всего в половину меньше, чем над тобой. В горах воздух живет своей особенной жизнью, там есть верховой, основной ветер, есть долинный ветер, есть пузыри, сходящие с камней, есть долбилово перед посадкой. У гор свой характер, там надо всему учиться заново.

На Красной поляне хорошо! Неделю были дожди, а вчера, позавчера и еще день до этого стояла жара. С дорогой от Адлера проблем вроде как нет, мы доехали нормально. Сколько стоит там пожить - не знаю (у нас была своя, халявная вписка), думаю несколько сотен рубликов с человека в день. Заехать на канатке до самого верха - 500 рублей. Старт на высоте 2300 с чем-то метров, посадка - по моему прибору-глюкомеру - 600. Там работают тандемщики, причем работа у них кипит, несмотря на кусачую цену (3000 за слет с 4-й очереди). Большое спасибо, кстати, Владимиру:) И перед тем, как разложиться на старте, очень не лишне поговорить с ними. Лирическое отступление: наша беседа выглядела примерно так:

я: - эх, полетать бы...
мне: - да не вопрос!
я: - а как погодка?
мне: - погода - замечательная! Лучше не бывает!
я: - а как там со стартом-посадкой?
мне: - не беспокойся, все нормально, безопасность - выше некуда! я: - да я вообще-то сам хотел слететь...
мне: - блин, ты что - там такая турбулентность, на малой высоте все аж кипит, недавно паренька каааак сложило, а потом половина строп порвалась! На посадку ты, если на лебедке летал - не попадешь, и вообще, если у тебя меньше 50 часов налета, то только утром, пораньше!

В общем, пугали меня долго и основательно, но по делу.

Про старт и посадку. Старт хороший - кусок склона огорожен веревочкой, с него убраны разные мешающие штуки, каковые иногда встречаются на горках. Правда, вокруг старта всякие строения, и, если сильный ветер и пилот совсем чайник, то может намотать крыло на ратрак, но подобное стечение обстоятельств маловероятно. Правда, старт - в другую сторону от хребта, после старта надо облететь гору, пройти над седлом. Если клювом не щелкать, высоты вполне хватает. За седлом обещали "небольшой ротор" - меня качнуло, но не сильно. А вот посадка - веселее. Площадка имеет нормальный размер, зато есть уклон, причем ветер дует обычно так, что садиться надо по уклону вниз. Уклон достаточно большой - больше, чем угол планирования при нормальном полете, так что мне по началу было вообще непонятно, как народ туда попадает. Посадка выглядит примерно так: пилот болтается на подходе, выписывая разные загогулины. В итоге надо пройти над определенной точкой (где выросло дерево) на определенной высоте (несколько выше этого самого дерева). Дальше делается разворот над кустами, если высоты много - надо выполнить парочку бешеных петель на малой высоте в условьях неслабого колбашения, причем петли надо рассчитать так, чтобы в конце концов воткнуться в площадку. Смотрится все это довольно жутко с непривычки, но, в принципе, вполне выполнимо. Там есть "пупырь", на который можно залезть и слететь, чтобы потренировать посадку.

Между стартом и посадкой происходит все самое интересное. Опишу свой полет. В горах я впервые, поэтому удачно облетел все термики и вообще, все что можно было облететь - облетел. Я стартовал в начале двенадцатого. Это достаточно поздно - где-то в 10 уже было видно, как с Ачишхо сходят тучки и уносятся ветром на север. Когда я взлетал, над головой колбасилось облако. Старт расположен не очень удачно: стартуешь на солнечную сторону, а потом надо уходить на теневую. Вроде как иногда поднимает прямо перед стартом, но меня нифига не поднимало, поэтому я сразу ушел вбок, через седло. За перегибом я влетел в какой-то пузырь, до +2, крутнул там разок, потом влетел в нисходняк, мне стало стремно, и я ушел к середине долины. Дальше у меня было минут 15 абсолютно спокойного полета, крыло ни разу не шелохнулось. Так я облетал термики. В это время работали только верхушки гор - все тандемщики шли вдоль них и что-то там набирали. А долина с лесом, как мне потом объяснили, еще не прогрелась. Такое чувство, что метрах на 400 над речкой было нечто вроде инверсии, выше - абсолютно спокойный воздух, который подсасывался верхушками гор, с которых сходили пузыри. Ниже 400 метров над дном долины начинается колбасня. Кажется что и правда, воздух "кипит". Довольно некомфортно, все время что-то бьет в крыло, но не поднимает. Хочется как-то сбросить высоту и поскорее сеть. Ну а посадку я уже описал. В моем конкретном случае она вышла довольно хорошо, в конце концов я обнаружил себя стоящим на своих ногах лицом к ветру, купол аккуратно лежал сзади. Касание было как обычно - мягче, чем с табуретки спрыгнуть:)

Господа, если вам уже все надоело и не интересно - езжайте в горы! Примечание: Мценск, Дагестан (если ехать с Кушлевичем), Юца (как я знаю по рассказам) - не горы. И вообще, динамик - не горы. Правда, я думаю, что, к сожалению, если ты не крутой пилот, если у тебя нет своего снаряжения и ты хочешь поехать в составе группы с инструктором, то горы тебе не доступны. Инструктор не повезет чайников дальше динамика, где простой старт и посадка километр на километр. Так что приходится включать свою дурную голову и как-то искать приключений самому. И все-таки, горы - это интересно.


Посмотрите также пару фоток:



Захожу на посадку, немного высоковато.



Вот такая, блин, посадка, блин, на склон, блин!



Река Мзымта - снимок сделан по дороге на Красную Поляну.



Hosted by uCoz