Вчера вернулся с Красной поляны, где сбылась-таки мечта идиота - слететь с
Большой Горищщи!
И, господа, хочу я вам сказать - ГОРЫ - это что-то:) Это вам не лебедка
какая-нибудь, и не динамик. Горы - это нечто совсем другое:) Настолько
отличается от всего остального обыкновенного, что аж дух захватывает.
Только сразу прошу не путать ГОРЫ и обычный динамик. Динамик - это динамик,
это так, ерунда. Болтаться над склоном, пока дует ветер - это для упорных.
Это даже временами скучно - когда нету пузырей или не надо заниматься
ювелирным пилотажем в нескольких метрах от склона. Динамик - это не горы.
Горы - это угловатые пики, окружающие заросшую лесом долину. Это такая
высота, что, когда смотришь вниз со старта, кажется, будто под тобой неба
всего в половину меньше, чем над тобой. В горах воздух живет своей
особенной жизнью, там есть верховой, основной ветер, есть долинный ветер,
есть пузыри, сходящие с камней, есть долбилово перед посадкой. У гор
свой характер, там надо всему учиться заново.
На Красной поляне хорошо! Неделю
были дожди, а вчера, позавчера и еще день до этого стояла жара.
С дорогой от Адлера проблем вроде как нет, мы доехали нормально.
Сколько стоит там пожить - не знаю (у нас была своя, халявная вписка),
думаю несколько сотен рубликов с человека в день. Заехать на канатке
до самого верха - 500 рублей. Старт на высоте 2300 с чем-то метров,
посадка - по моему прибору-глюкомеру - 600. Там работают тандемщики,
причем работа у них кипит, несмотря на кусачую цену (3000 за слет с
4-й очереди). Большое спасибо, кстати, Владимиру:) И перед тем, как
разложиться на старте,
очень не лишне поговорить с ними. Лирическое отступление:
наша беседа выглядела примерно так:
я: - эх, полетать бы...
мне: - да не вопрос!
я: - а как погодка?
мне: - погода - замечательная! Лучше не бывает!
я: - а как там со стартом-посадкой?
мне: - не беспокойся, все нормально, безопасность - выше некуда!
я: - да я вообще-то сам хотел слететь...
мне: - блин, ты что - там такая турбулентность, на малой высоте все
аж кипит, недавно паренька каааак сложило, а потом половина строп
порвалась! На посадку ты, если на лебедке летал - не попадешь, и
вообще, если у тебя меньше 50 часов налета, то только утром, пораньше!
В общем, пугали меня долго и основательно, но по делу.
Про старт и посадку. Старт хороший - кусок склона огорожен веревочкой,
с него убраны разные мешающие штуки, каковые иногда встречаются на горках.
Правда, вокруг старта всякие строения, и, если сильный ветер и пилот совсем
чайник, то может намотать крыло на ратрак, но подобное стечение обстоятельств
маловероятно. Правда, старт - в другую сторону от хребта, после старта надо облететь
гору, пройти над седлом. Если клювом не щелкать, высоты вполне хватает.
За седлом обещали "небольшой ротор" - меня качнуло, но не сильно. А
вот посадка - веселее. Площадка имеет нормальный размер, зато есть
уклон, причем ветер дует обычно так, что садиться надо по уклону вниз.
Уклон достаточно большой - больше, чем угол планирования при нормальном
полете, так что мне по началу было вообще непонятно, как народ туда
попадает. Посадка выглядит примерно так: пилот болтается на подходе,
выписывая разные загогулины. В итоге надо пройти над определенной
точкой (где выросло дерево) на определенной высоте (несколько выше
этого самого дерева). Дальше делается разворот над кустами, если высоты
много - надо выполнить парочку бешеных петель на малой высоте в условьях
неслабого колбашения, причем петли надо рассчитать так, чтобы в конце
концов воткнуться в площадку. Смотрится все это довольно жутко с непривычки,
но, в принципе, вполне выполнимо. Там есть "пупырь", на который можно
залезть и слететь, чтобы потренировать посадку.
Между стартом и посадкой происходит все самое интересное. Опишу свой
полет. В горах я впервые, поэтому удачно облетел все термики и вообще,
все что можно было облететь - облетел. Я стартовал в начале двенадцатого.
Это достаточно поздно - где-то в 10 уже было видно, как с Ачишхо сходят тучки
и уносятся ветром на север. Когда я взлетал, над головой колбасилось
облако. Старт расположен не очень удачно: стартуешь на солнечную сторону, а потом
надо уходить на теневую. Вроде как иногда поднимает прямо перед стартом,
но меня нифига не поднимало, поэтому я сразу ушел вбок, через седло. За
перегибом я влетел в какой-то пузырь, до +2, крутнул там разок, потом
влетел в нисходняк, мне стало стремно, и я ушел к середине долины. Дальше
у меня было минут 15 абсолютно спокойного полета, крыло ни разу не
шелохнулось. Так я облетал термики. В это время работали только верхушки
гор - все тандемщики шли вдоль них и что-то там набирали. А долина с
лесом, как мне потом объяснили, еще не прогрелась. Такое чувство, что
метрах на 400 над речкой было нечто вроде инверсии, выше - абсолютно
спокойный воздух, который подсасывался верхушками гор, с которых сходили
пузыри. Ниже 400 метров над дном долины начинается колбасня. Кажется что и
правда, воздух "кипит". Довольно некомфортно, все время что-то бьет
в крыло, но не поднимает. Хочется
как-то сбросить высоту и поскорее сеть. Ну а посадку я уже описал. В
моем конкретном случае она вышла довольно хорошо, в конце концов я
обнаружил себя стоящим на своих ногах лицом к ветру, купол аккуратно
лежал сзади. Касание было как обычно - мягче, чем с табуретки спрыгнуть:)
Господа, если вам уже все надоело и не интересно - езжайте в горы!
Примечание: Мценск, Дагестан (если ехать с Кушлевичем), Юца (как я
знаю по рассказам) - не горы. И вообще, динамик - не горы. Правда,
я думаю, что, к сожалению, если ты не крутой пилот, если у тебя нет
своего снаряжения и ты хочешь поехать в составе группы с инструктором,
то горы тебе не доступны. Инструктор не повезет чайников дальше динамика,
где простой старт и посадка километр на километр. Так что приходится
включать свою дурную голову и как-то искать приключений самому. И все-таки,
горы - это интересно.