Вот я и в Лазаревке, в моей Лазаревке, где круглый год цветут магнолии и поют соловьи. Москва долго держала меня, не отпускала лишнюю почти неделю, но я не вполне вежливо махнул ей рукой, и умчался. И вот я здесь. Снова иду по знакомыми улочками - с каждым годом все более разбитые тротуары, все более вытоптаные газоны, все больше пивных ларьков. Встречаю старых друзей, нахожу их на работе - работают с позднего утра и до раннего утра, развлекают отдыхающих. Не виделись с кем полгода, с кем и больше, а поговорить не о чем. И на море не с кем сходить. И деньги не с кем пропить. Тоска.
Так было в прошлом году, а сейчас - сейчас все устроится по-другому. Плечи оттягивают лямки рюкзака, а в нем - мой ответ обычности жизни, мое крыло. А я - я пилот. Дует северо-запад, новоросиец, как его здесь зовут. Над дорогами везде провода - в поселок не сядешь. Разве что на школьный стадион... не, сюда мы не полетим. Можно сесть на пляж, но это лучше поздно вечером или рано утром, а то прийдется орать благим матом "воздух, воздух!!!!!!!", чтобы людишки поразбежались. За горою видны кучевые облака - все как в теории, там термики, а здесь - здесь близость моря их давит. Облака недалеко, километра 3 от берега, только что-то нижняя кромка низковато... Пора, пора отрываться от земли, вверх, вон к тому орлу, что набирает и набирает высоту, выписывая круги.
Горы-то тут есть, но все обросли лесом. Вид кучерявых вершин угнетает. С Лысой горы можно, конечно, стартануть, но места для посадки - ой как мало, значит надо долетать до пляжа - высота вроде позволяет, но ведь это надо лететь над поселком, садиться на купальщиков, к тому же при недолете меня ждут провода, деревья и крыши. Залысина на нашей 500-метровой горке, горе 3 дураков - мы с друзьями так ее называем, как я и боялся, от ЛЭП. От проводов можно увернуться, только вот с посадкой совсем плохо. К тому же перед ней высится какой-то холм, от которого пойдут всякие турбулентности и завихрения. Нет уж, отсюда как-нибудь в другой раз.
За советом я пошел к старому знакомому Юре Овчинникову (его дочка училась со мной в одном классе). Он, вроде, когда-то пробовал себя в качестве пилота, где-то тут летал, и должен что-нибудь подсказать. Найти его несложно - у него причальчик и постройки на берегу моря - "база". Там издавна тусовались разные экстремальщики и спортсмены-романтики, там хранятся парусные доски, акваланги и даже воздушный шар.
Юра тут, возит аквалангистов на резиновой моторке. Он будто вышел из фильмов про серферов: загорелый и длинноволосый, одет в необычную для пляжников одежду, на шее телефон в полиэтиленовом пакете. На мой вопрос он отвечает: полеты - это было давно и неправда, потом он это дело бросил. Парапланами надо заниматься или очень профессионально, или никак. А он больше по части виндсерфигна, акваланга и тому подобное. В прошлом году его соседи по пляжу запускали парапланы за катером, затягивали их, а они потом возвращались. Так гемору, говорит, с этим делом было - немеряно. Конечно лезли бывшие ВДВшники - пальцы веером, а опыта - никакого. Сорвут купол и с 70 метров - об воду. Отобьют почки, отлежат в больнице, а потом приезжают разбираться. Или как девочку об стенку размазали, когда поезд проходил. Конечно, в молодости хочется чего-то такого - ууух, но потом это проходит. Юра сказал, что летают где-то там в Сочи, надо сначала ехать-ехать, потом идти-идти, ну и на Красной поляне конечно. Красная поляна - это сначала полдня добираться, там вписки по курортным ценам, подъем на канатке до 4-го уровня - 500 рублей. Есть парапланерный клуб вроде бы даже, но это все там, далеко, в Центральном районе. Ну а поближе? - Есть такая гора, местные называют ее Пеос. Надо доехать на автобусе до аула Наджиго, а оттуда - пешком. Высота около 1000 метров (а вообще в этом районе горы метров 500-700), там субальпийские луга. Если поднимет, можно долететь обратно до Наджиго, но это уже маршрут. Можно найти полянку для посадки внизу. Он там летал, но был с женой и 4 детьми, поэтому не искал приключений, сел там же, в лугах.
На следующий день в 12 мы уже смотрели вниз с вершины Пеоса. Мы - небольшая компашка, собравшаяся совершенно случайно, зато быстро и весело. Мой старый знакомый Миша как раз хотел сводить свою девушку на Грачевский перевал. Но это - с ночевкой, а прогноз погоды был нехороший. Тут как раз появился я, и позвал их на "ту гору". Они и пошли. Еще подорвался мой младший братец, крутой виндсерфингист. Вообще в тот день он должен был отправиться на очередные соревнования, но что-то не сложилось, какой-то автобус отменился, и братец решил посмотреть на мои полеты. Автобус в 8 - тихо встали в 6, чтобы не будить мать - она была очень против этой поездки. Параплан в рюкзак, и вперед. Нехороший прогноз погоды сбывался - небо заволокло тучами, начало громыхать. Я был почти уверен, что полетать не получится. Больше всего я боялся ветра - Блюз известен своей медленностью, а если он не выберется к свободной от деревьев площадке, будет плохо. Кроме того, от гор пойдут роторы и прочая турбулентность... Нет, при ветре лететь никак нельзя. При дожде тем более. В туман тоже не стартанешь. Значит ограничимся разведкой. Мы бежали на гору, хотели забраться быстрее, чем ее накроет облаком. Однако гроза дошла только до Аше, погромыхала там, и распалась.
Гора Большой Псеушхо, как она обозначена на картах, или Пеос, как ее называют местные, имеет высоту 1100 метров. Она возвышается над окресными хребтами и высотами, так как в этом районе Кавказ уже низок. Ее округлая вершина с довольно крутыми склонами облизана ветрами с южных сторон. Ветки деревьев, выступающие над верхом, поломаны и погнуты. Травой покрыты только последние метров 100-150, луга очень крутые. И как только Юра туда сел, бедняга. Кажется, что после посадки надо цепляться за землю зубами, чтобы не покатиться вниз. До Наджиго далековато. Можно, конечно, рвануть туда, но если высоты все же не хватит, сесть некуда - очень неприветливый лес, в котором не видно дорог и просветов. Деревья - 30-ти метровые столбы. Даже если все пройдет хорошо: засядешь в ветвях, выпутаешь купол, то как слезть? Веревку я так и не купил. Зато в другую сторону прямо под горой - поляна. Кажется, с калючками. А дальше - еще и еще, с травой, а потом - реденький ореховый сад. Виднеется дорога, которая ведет в какое-то селение. Миша сказал, что это - аул Псеушхо, оттуда ходят автобусы в Туапсе. Так оно и окзалось.
Мне кажется, что в Лазаревской есть только 2 человека, которые понимали все безумство моей затеи. И один из них - это я. Случись что-нибудь в воздухе, или не получится дотянуть до поляны - все, хана. Нужна целая спасательная экспедиция. Полет в незнакомом безлюдном месте, без запаски, с хреновой подвеской, без кучи других пилотов, которые при случае помогут, без рации и JPSа, без опытного РП и страховки жизни - за такое надо бить по заднице и отбирать купол. У меня не было даже шлема - последнего атрибута безопасных полетов. Короче, меня сковал панический ужас. Сковал, как только сквозь деревья начал просвечивать простор, и не отпускал до самого отрыва от склона горы. Однако, разум - противоречивая вещь. Вот все жалуются, что чувства противоречивы, а разум тоже бывает очень противоречив. И вот что он говорил в пользу полета: во-первых, ветра практически не было. В порывах поддувало так, что можно было с грехом пополам изобразить задний старт, и ни метром в секунду больше. Во-вторых, от грозы осталась муть в высоте, которая закрывала солнце и убивала термики. Значит, воздух будет достаточно спокоен. Не видно парящих птиц - похоже, потоков действительно нет. Ну и ладно, мне бы потихоничку добраться живым до земли, а уж потоки - как нибудь в другой раз. С посадками тоже довольно неплохо - поляны достаточно большие, их несколько на разном удалении от горы. В общем, грех не пролететь.
Я стоял на самом верху и осматривался. Неужели сейчас и правда совершу это безумство? План такой: я стартую против ветра, облетаю гору и иду в сторону Псеушхо. Мои товарищи смотрят за мной. Полет навряд-ли будет продолжаться больше 15 минут. Если я сажусь нормально, они идут обратно в Наджиго. Я же иду в Псеушхо, а оттуда добираюсь через Туапсе автобусами. Одеваю штаны, куртку, перешнуровываю ботинки. Освобождаю рюкзак от ножа и пилы - пихаю это в карманы. Одеваю подвеску, сзади привешиваю пустой рюкзак. Раскладываю купол, пристегиваю стропы. 10 раз проверяю, что все правильно - не дай бог взлететь с перекрученным концом. Пора бы лететь, а то так и погода изменится. Как всегда, когда страшно, купол не понимается. Братец уже устал его расправлять. Пора, пора!!! Решительное "Банзай!!!" - и вот я в воздухе.
И мир стал совсем другим. Страх прошел, как только тело почувствовало привычные объятия подвески, руки почувствовали привычное натяжение клевант, и стало ясно, что все в порядке. Кладу ногу на ногу, кажется, динамика нету. Ладно, ничего удивительного с таким ветром. Солнце греет, и ветерок обдувает - не жарко и не холодно, в самый раз. Пейзаж воспринимается совсем по-другому: то, что казалось таким далеким, теперь на расстоянии почти вытянутой руки, всего несколько минут лета. Поворачиваем налево... И высота, которая казалась такой большой, вдруг стала слишком маленькой. Боязнь низоты... Купол, наполненный воздухом, расправился и стоит вверху. Как он красив и ладен! Отпустишь клеванты - ветер начинает свистеть в стропах, прижмешь чуточку - и скорость падает. Чувствуется небольшая болтанка - так, ерунда. Уши не складывает, самые большие клевки можно ловить, а можно и не ловить. Пытаюсь обкручивать то, что мне кажется термиками - ничего не выходит. Эх, ХОЧУ ВАРИОМЕТР!!! А то - сделал круг, и смотришь на деревья, плотоядно вытянувшие вверх, к тебе, свои вершины. Слишком близко:( Нет, не дождетесь - поворачиваем к поляне, летим дальше. Вот и она, вот и кончилась высота. Разворачиваюсь против ветра, против того ветра, что был на горе, но по тому, который дует здесь, внизу. Как обычно промахиваюсь на несколько десятков метров от просвета между кустами ореха - фигня, кусты - они совсем не страшные. Пролетаю сквозь ветки и плюхаюсь на землю. Ничего не отбил и не поцарапал - в Коломенском бывало куда хуже. Вот и все.
Потом Миша говорил, что меня все же однажды поднимало. Я почувствовал, как меня особенно сильно подтолкнуло снизу, и начал кружить. Похоже, я неверно отцентрировал поток, так как меня кидало то вниз, то вверх, что было довольно неприятно. Опять же, я не был уверен, что что-то набираю, и решил пролететь дальше, и не искать лишних опасностей. Может быть и можно было выкрутиться выше вершины и завернуть на Наджиго, но опять же - стоило ли? Через часок-другой после посадки погода стала жестче - появились облака и задул порывистый ветерок. Может и хорошо, что сел до начала этой бяки.
Потом я дошел до Псеушхо и замучался добираться оттуда автобусами. А с
братом вышла еще одна история. Утром домой позвонил его тренер, и
сказал, что надо ехать, что автобус уже выходит из Сочи. А брат - на
горе. Позвонили Юре Овчинникову. Юра рассказал, куда мы пошли.
Тогда батя сел на машину (было воскресенье, и он не работал), и поехал
в Наджиго. Доехал, вышел, и пошел вверх. Прошел метров 100 и встретил
возвращающуюся троицу. В итоге брат успешно уехал в Новороссийск.