Зима в Москве. Зимняя спячка. Земля грязно-белом снегу, серое
низкое небо над головой. Ветер зол, мороз колюч. День короток -
пока кутаешься в теплые одежды, подкрадывается
вечер. Мир в свете фонарей более реаленм, чем в
свете тусклого солнца. Лето, тепло, пробуждение от сонливости и свобода кажутся
странной несбыточной мечтой. Неужели они реальны, летние облака
- барашки, сделанные как будто из нежной ваты. Неужели можно
вдохнуть полной грудью, не боясь застудить горло и легкие,
развернуться против ветра и полететь! Иногда это снится...
Теплым солнечным деньком вылезешь на горку, разложишь крыло.
Дернешь его, чтобы расправить - а ветерок как раз, не сильный и не
слабый. Потянешь за стропы, купол сам и поднимется. Только и успей его
тормознуть, чтобы вперед не улетел, развернуться - и вот оно. Дальше
только оттолкнуться ногами от земли, и - в небо. Зажимаешь клеванты
где-то до карабинов... хотя нет, это я зажимал до карабинов, когда
стропы управления были укороченные. Сейчас надо пониже соответсвенно:)
И воздух тебя поднимает - ходишь вдоль горки, управляешь весом. А еще
можно наоборот отпустить клеванты, тогда такая скоростуха:)) А так как
ветра всегда не хватает, то и стараешься ближе к рельефу. Только тут
надо быть офигенно аккуратным, не проворонить выступ или дерево какое.
А параплан, он же не велосипед, реагирует не сразу. И вот ты его
выворачиваешь, чтобы облететь пригорок, а сам уже смотришь, что там
дальше, как бы так на следующем за пригорком дереве не повиснуть.
Кроме того, когда скорость большая, клево закладывать развороты,
особенно когда поднимет. Закручиваешься в подвеске, клеванту тянешь,
купол наклоняется - все вокруг поворачивается как в авиасимуляторах. А
ты смотришь как-то через плече на горку и людишек на ней сверху, как
они головы позадирали.
Но это все фигня по сравнению с полетами в термиках. Летишь ты,
скажем, метрах на двухстах. До земли далеко, все небо твое. Очень
непривычно, раз - и вокруг тебя 4пи жизненного пространства. Как-то
многовато:) Одним взглядом не охватишь, да и головой крутить долго
надо, чтобы все осмотреть. Хотя смотреть нечего. Выбрал направление, и
лети. Ищи потоки. Их все равно не видно. Интересно так, искать
их приходится наощупь. Как человек засовывает руку в мешок и начинает
там шарить, а глаза закрывает, ну по крайней мере отводит в сторону,
чтобы не отвлекали. Так и ты - летишь и прислушиваешься к своим
ощущениям, смотришь на прибор. Вот он показывает минус один с чем-то.
Но ты чувствуешь, сейчас что-то будет. И точно, стрелка начинает
неуверенно ползти вверх. Минус один, минус половина, вот уже и ноль -
запищал! Вот он, поток! Поток - это демон, невидимый, живущий в
потустороннем пространстве. Проявляет себя в шелесте куполна над
головой, в писке прибора. Трясет и шатает крыло, может и сложить. А
пилот должен его оседлать. И вот он начинает борьбу с этим невидимым
эфирным существом. Надо решить, в какую сторону разворачиваться. Надо
заложить поворот в сторону центра потока, в ту сторону, с которой он
сильнее толкнул крыло. И ты понимаешь - вправо! Почему вправо, а не
влево? Какие-то мельчайшие градации ощущений, какое-то наитие
заставляет тебя сделать этот выбор, и ты в нем совершенно уверен.
Никаких сомнений, сомнения остались на земле. Здесь ты капитан, сам
себе штурман, ты - расчетливый и удачливый укротитель воздуха. Твое
оружие - вера в себя и в свое чутье. Ты цепляешься краем крыла за
струящееся тело потока, и он стремительно несет тебя вверх. Но все
время норовит сбросить. Сбросил - не беда, главное, не потерять
контакт, не дать ему выскользнуть из рук. Надо развернуться и схватить
его опять. Легко сказать, развернуться:) Ведь ты движешься посреди
неба, без каких-либо ориентиров, все точки пространства равнозначны,
за исключением того, что в некоторых из них живет поток. Надо - опять
же наощупь - сделать правильный маневр. Угадать нужное движение и
исполнить это па аккуратно и красиво. И поток твой.
И он уносит тебя все вверх и вверх, под нижнюю кромку облаков. На высоту
когда в тысячу метров, а когда и в две. Здесь я еще не искушен. Я соскакивал
со своих потоков не выше трехсот пятидесяти - так уж вышло. Ветер лихо
сносил меня, грозил посадкой где-то во вспаханой дали, в районе горизонта.
Вышло бы нехорошо - оборудование не все мое, надо бы возвращать. Так что
у меня есть куда стремиться. Между кончиками моих пальцев и нежным пухом
облаков еще много-много метров, лететь и лететь. Скоро, скоро будет тепло,
скоро в солнечном жаре начнут опять плодиться струящиеся воздушные демоны -
потоки. Термики.