Лазаревка - довольно неудобное для полетов место.
Если ехать в те края, то уж лучше в
Анапу-Новороссийск-Геленджик или в Красную Поляну.
Однако у меня выбора не было, я ехал домой. И собирался там
летать. Что из этого вышло? Нельзя сказать, что я совсем
не полетал. Есть что рассказать. Читайте:
Множество препятствий встает на пути пилота, когда он привозит
свое крыло в это место. Главное, что разочаровывает и угнетает
- буйная местная растительность. Деревья, кусты и колючки
прут изо всех щелей. Кроме них немало смутят
парапланериста местные пляжи и кабаки, а также ужасная жара.
Но настоящему пилоту нипочем эти трудности, с ними только
интереснее, с ними больше приключений.
О первом моем приключении - полете с горы Пеос, можно
прочитать по этому адресу.
Что я могу добавить сейчас, по прошествии нескольких месяцев?
Там красиво и приятно побывать, и неплохо пролететься.
Сейчас, когда у меня уже есть небольшой опыт полетов с
прибором, полетов в термиках, я могу сказать, что нашел там
неплохой, сильный и довольно широкий, поток. Жаль, что не смог
тогда его обкрутить. Но второй раз я туда наврядли сунусь. Во-первых,
далековато идти, во-вторых, сложно с посадками, особенно если
условья будут более жесткими, чем тогда. Через несколько часов
после моего полета появились обака - я видел их, когда ждал
автобуса. Только были они низковато - цепляли за вершину (1100м).
С таким запасом высоты можно не долететь до ближайшей поляны.
Однако в Лазаревке есть еще одно весьма неплохое место, откуда
можно вспорхнуть. Через поселок протекает река Псезуапсе. Перед
самым впадением в море она протекает по широкой долине. Долина
эта не застроена, только с краю, дальнего от моря, есть несколько
заводиков (например, где разливают минералку "Лазаревская") и
сооружения водоканала. Большая же часть
заполнена частично огородами,
частично лесом. Однажды я бродил по переулку Павлова, и видел,
как поднимался дым от горящего в долине костра. Какие термики! Эх,
метров бы 100 над землей - как можно улететь!
Если лететь вдоль реки, сесть можно
практически везде. Автобус ходит до Марьино, что в 25 километрах
от Лазаревской. Вот это был бы маршрут!
Ветер тогда медленно сносил дым в сторону гор. Километрах в 3 от
моря долина сужается, сжатая крутыми склонами гор. И тут я
вспомнил - как это не пришло в голову раньше? По левому склону,
как раз в том месте, проходит дорога. Вот с нее и надо стартануть!
Я договорился с дружбаном Федором - не идти же одному. Погода
стояла неплохая - жарко, слабый ветер, который, как мне кажется,
определяется больше местными особенностями - бризы, термики,
а не как тут в Москве, на равнине. Я хотел выйти не рано - хотелось
поболтаться в термиках, казалось, они не очень сильные: воздух жаркий,
но градиета температуры нет - погода устойчивая, жара давно.
К сожалению, в этот раз меня настигла неудача. Вот как все было.
В тот день с утра я почувствовал себя неважно - перегрелся на
пляже. Однако позвонил Федор,
и приключение началось. Мы добрались до конечной 75-го автобуса,
и оттуда двинулись пешком. К речке, потом вдоль нее, обошли
забор, огораживающий территорию водоканала. Я опасался, что
прийдется лезть по кустам, однако там, где мы хотели пройти,
была тропинка, причем довольно натоптанная. Интересно, кто там
ходит? А вот и дорога. Странное сооружение. В заборе для нее
сделаны ворота, похоже давно уже не открывавшиеся. Дорога
уходит вверх прямо по круче. Сомневаюсь, что по ней может проехать
что-либо кроме гусеничного трактора. Видимо, она была нужна, когда
строили газопровод. Дорога довольно широкая, но заросшая
кустами и колючками. Мы поднялись по ней на 200 с лишним метров
над уровнем моря - я определил это потом по карте. Дальше
дорога сужалась. Идти до самого верха горы сил не было, да и не
очень интересно, что там. Я решил лететь.
Место мне очень понравилось. Прямо под ним огороженная
территория водозабора. Кажется, вполне пригодная для посадки.
Главное быстро свернуть купол и скрыться через забор. Интересно,
могут ли там быть собаки? Однако вполне можно сесть и в
какое-нибудь другое место. Например на широкий каменистый "пляж"
у реки. С точки зрения возможности найти поток место тоже
показалось вполне неплохим: 200 метров над ровной, сильно
прогревающейся солнцем поверхностью - это почти гарантия улета.
Кроме того, если дует бриз с моря, то именно здесь должна
отрываться от земли основная масса теплого воздуха - ей
поможет резкое сужение долины. Если же не повезет, можно
взобраться на гору еще разок - высота не чересчур большая.
Однако в тот раз меня постигла неудача. Ох, зря я не обратил внимание
на плохое самочувствие с утра, зря не купил минералки попить. Километр
по ужасной жаре, по солнцу, потом по этой жаре 200 метров в гору, с
рюкзаком. Федору ничего, а я - еле живой. Странно. Одеваю штаны, куртку
(вместо комбеза). Ужасно жарко, однако лучше вспотеть, чем залететь
в майке и шортах в колючки или на дерево. Встегиваюсь в подвеску, все
проверяю - вроде все нормально. Купол растянулся через всю дорогу, одним
ухом на кусты слева, другим - на колючки справа. Сама дорога - тоже
не сахар, везде что-то торчит - затаптываю это что-то ногой, бороться
с этой гадостью более радикально сил уже нет. Скорее бы слететь, и в
прохладную воду! Как назло ветерок сел совершенно - вот невезуха,
когда только поднялись, дуло неплохо в лицо. Ну не то, чтобы совсем
неплохо, но купол бы поднялся. Надо бы подождать, да пот течет ручьями.
Дергаю изо всех сил - крыло волочится по камням, цепляется за что-то
и не поднимается. Вот засада, еще разок. Раскладываю, дергаю - оно
встает и тут же заваливается влево, на заросли ежевики. Мы с Федором
лезем туда спасать. Федор мужественно затаптывает шлепками сантиметровые
шипы. Он поднимает оборванную стропу - это ничего, спрашивает.
Вот я и прилетел.
Домой дошел на автопилоте и бутылке пива. Дошел, завалился в постель
и валялся несколько дней с температурой под 40 - опасная болезнь перегрев
сразила мое слабое тело. Куполу доталось тоже - в четвертом ряду с краю
стропа вылетела с корнем, с тряпочкой, к которой она крепится. Еще несколько
таких тряпочек держались на соплях. Меня вылечила приехавшая Юлька,
сказала талифа куми - встань и иди, и я встал и пошел. А купол я зашил -
взял иголку и зашил и летал потом нормально. Но уже в Москве - еще раз слететь в
Лазаревке не довелось. Может, на следующий год?